QR
code появился в 1994 году в Японии. Созданный исследователями
Denso-Wave (дочерняя компания Toyota), этот двумерный, или матричный,
штрих-код применялся вначале для идентификации автозапчастей на заводах
корпорации, но быстро обрел по-пулярность за пределами производственных
линий. Аббревиатура QR означает Quick Response, т. е. «быстрый отклик»,
«быстрораспознаваемый» — и это действительно так. Особенность данного
типа кодов в том, что они легко расшифровываются не только посредством
специального сканера, но и с помощью любого смартфона, оснащенного
фотокамерой и достаточно простым ПО, что открывает завидные перспективы
его применения в повседневной жизни.
Хотя термин QR code по-прежнему является
зарегистрированной торговой маркой DENSO Corporation, использование
кодов не облагается никакими лицензионными отчислениями, а сами они
описаны и опубликованы в качестве стандартов ISO.
В одном QR code можно зашифровать: 7089 цифр, 4296
символов (включая кириллицу), 2953 байт в двоичном формате, 1817
иероглифов. Благодаря применению системы коррекции ошибок на базе кодов
Рида-Соломона данные подлежат восстановлению при повреждении до 30%
изображения. Имеется и уменьшенный вариант — Micro QR, в котором
отсутствуют большинство служебных меток, а максимальный объем
зашифрованной информации ограничивается 35 цифрами.
Области применения
Если говорить о сфере производства или торговли, то, например, в
Японии QR-коды используются повсеместно. Большинство товаров в Стране
восходящего солнца маркируются наряду со стандартным одномерным
штрих-кодом еще и матричным, что позволяет поместить на нем довольно
много дополнительной информации. QR code можно рассматривать даже в
качестве недорогой альтернативы RFID-меткам. Они, конечно, не
поддерживают дистанционного беспроводного считывания, зато почти ничего
не стоят, не требуют источника питания и не ломаются.
Достаточно широкое применение QR-коды нашли в рекламе, как
журнальной, так и наружной. Логично поместить на плакат изображение
кода, сфото-графировав который, человек попадет на промосайт
рекламируемого продукта, сможет получить детальную информацию о нем или
заработать какой-нибудь бонус. С помощью двумерных штрих-кодов удобно
проводить разнообразные акции, розыгрыши и прочие маркетинговые
мероприятия.
Интересно применение QR-кодов в сфере туризма и программах
дополненной реальности. Так, в столице Галичины объединение
«Туристический Рух Львова» разместило закодированные изображения более
чем на 80 экскурсионных объектах. Это облегчает индивидуальным
путешественникам ориентацию в городе, даже если они не знают
украинского, — метки содержат около 180 символов информации на
нескольких языках. Они нанесены на памятники архитектуры, церкви, музеи,
размещены в аэропорту, на вокзале, трамвайных остановках, кафе и т. д.
Похожее предназначение у проекта Semapedia (semapedia.org), его авторы
предлагают прикреплять QR code со ссылками на соответствующие статьи в
«Википедии» на различные объекты реального мира.
Вообще же перспективы использования QR-кодов просто поражают. Это и
шифрование расписания движения общественного транспорта на остановке, и
переходы к онлайновому бронированию билетов с бумажной афиши
кинотеатра, и дублирование в электронном виде информации на визитке, и
даже разнообразные городские игры наподобие квестов или
казаков-разбойников и пр.
Программы для чтения
В магазинах мобильных приложений, как в App Store, так и в Android
Market, достаточно программ для смартфонов, способных расшифровывать
любые типы 1D- и 2D-бар-кодов.
Одно из лучших подобных приложений для iPhone — Bakodo —
распознает QR сode и обычные штрих-коды распространенных форматов —
EAN-13, UPC-A, UPC-E, EAN-8 и многие другие, имеет интеграцию с Amazone,
BestBuy, eBay и Google. На платформе Android среди самых богатых по
функциональности приложений стоит назвать Barcode Scanner от ZXing Team. Оно понимает UPC-A, UPC-E, EAN-8 и EAN-13, QR Code, Data Matrix, PDF 417, Aztec Сode и пр.
Официальный сайт QR-кода — www.denso-wave.com/qrcode/index-e.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий